РУС    
 ENG    
 

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

  1. Можете еще раз объяснить «на пальцах» суть и назначение стандартов организаций?.
  2. Все-таки, кому нужны стандарты организаций? Формально их мало кто требует.
  3. Почему нельзя напрямую применять ГОСТы и техрегламенты?
  4. Какое минимальное количество стандартов нужно иметь организации?
  5. В одних источниках говорится про СТО, в других про СТП. Это одно и то же или нет?
  6. Собираемся заказать разработку стандартов СМК (ИСО 9001). Есть ли необходимость в разработке стандартов организации?
  7. В  предлагаемых на сайте услугах  упоминается «проведение обследования». Насколько оно необходимо?
  8. В чем разница между стандартами и техническими условиями на продукцию?
  9. Может ли  организация самостоятельно разработать необходимые стандарты? 
  10. Можно ли снизить или оптимизировать расходы на корпоративную стандартизацию?
  11. Является ли применение CRM и ERP-систем альтернативой корпоративной стандартизации?
  12. Предусмотрены ли какие-то скидки на ваши услуги?
  13. У нас на предприятии внедрен электронный документооборот. Осуществляете ли вы разработку стандартов для применения только на электронных носителях?
  14. Ваша организация разрабатывает ГОСТы?
  15. Что имеется в виду под "доказательной базой", формируемой стандартами организации?
  16. В чем принципиальное отличие корпоративного стандарта от стандарта предприятия?
  17. Когда окончательно запретят использование ТУ на продукцию?
  18. Кто может (должен) разрабатывать и утверждать единый стандарт, устанавливающий требования к процессам, реализуемым сразу несколькими независимыми друг от друга организациями в рамках единой технологической цепочки производства продукции?
  19. Если стандарты организаций так перспективны, почему в России отсутствуют меры по стимулированию и поддержке их применения?
  20. Заказывать разработку СТО «на стороне» для нас слишком дорого. Что вы можете предложить нам  в качестве более бюджетной альтернативы?
  21. Разрабатываете ли вы профессиональные стандарты?
  22. Как в общих чертах проводится экспертиза стандартов?
  23. Почему у вас так дорого? Другие предлагают разработать стандарты всего за 5-10 тысяч.
  24. Должны ли стандарты организации соответствовать ГОСТам?
  25. Мы поставляем продукцию за рубеж. Должны ли наши внутренние стандарты на продукцию и производственные процессы  учитывать требования международных и европейских стандартов ISO, EN и национальных стандартов стран-импортеров?

Вопрос:
1. Можете еще раз объяснить «на пальцах» суть и назначение стандартов организаций?

Ответ:
Во-первых стандарты организации (СТО) формализуют, взаимоувязывают и переводят в унифицированный и "удобоваримый" для персонала  вид относящиеся к деятельности организации требования налогового и гражданского законодательства, обязательные требования в сфере технического регулирования, промышленной безопасности, охраны труда и т.д., нормы международных, региональных, национальных стандартов и предстандартов, а также результаты собственных практических наработок и "ноу-хау". То есть стандарты организации объединяют изначально разрозненные и разнонаправленные локальные требования и нормы, преобразовывая их в единую систему взаимоувязанных внутренних нормативов (норм и правил) организации.  
Во-вторых стандарты организации являют собой наиэффективнейший инструмент локализации рисков - неопределенности и связанных с ней недопониманий, конфликтов, ошибок, потерь. Рисков собственников, рисков менеджеров и персонала, рисков клиентов при работе с организацией.
Нормативые положения стандартов организаций "закрывают" те области, процессы, аспекты деятельности, которые являются наиболее ценными, значимыми и критичными для организации. Отсутствие такой защиты приводит к тому, что указанные риски управляют организацией, а не организация рисками.  Что зачастую фатально для организации, поскольку за симптоматическое преодоление последствий "в аварийном ручном режиме" практически всегда приходится платить максимальную цену. 
Для тех, кто по природе фаталист и в возможность управления рисками не верит, в-третьих можно  отметить еще одно назначение стандартов организации. Для них стандарты представляют собой сборники сбалансированных организационно-методических и технических решений по распределению функций, задач и ответственности должностных лиц и подразделений при организации и выполнении ими своей профессиональной деятельности.(*)
В отличие от привычных должностных инструкций, цель стандартов – гармонично привязать функции и необходимые для их реализации ресурсы к сложившейся практике деятельности организации по каждому из направлений (производство, обеспечение, маркетинг, управление и т.д.) и обеспечить возможность их последующей воспроизводимости. Гармония, в данном контексте, подразумевает экономическую эффективность, текущую и перспективную лояльность со стороны клиентов и партнеров, а также недопущение конфликта интересов между участниками рассматриваемой деятельности.
Практически в любой организации существует определенный конфликт интересов внутри таких пар, как:  производство-обеспечение, бюджет-развитие, управление-исполнение, менеджеры-собственники, организация-заказчики, организация-поставщики. Для того чтобы работа строилась с учетом возможностей и интересов всех заинтересованных в ее результатах сторон необходима соответствующая основа. Которую также создают стандарты.

*Примечание: Вышесказанное относится к стандартам общих положений, общих требований, стандартам на процессы, стандартам на методы (процедуры) и т.д. Что же касается стандартов на продукцию - стандартов  технических требований, стандартов технических условий и т.п. - здесь все несколько проще. Их назначение - это определение состава и предельных показателей функциональных характеристик, унификация конструктивных и технологических решений, выбор и применение методов испытаний и т.п. Их цель - зафиксировать технические решения, удовлетворяющие всезаинтересованные стороны - производителя (организации), потребителей (основных закзазчиков) и государства (в лице надзорных органов). В целом аналогичная ситуация обстоит со стандартами на услуги, с той лишь разницей что упор в них делается на технологическую составляющую.    

[к списку]

Вопрос:
2. Все-таки, кому нужны стандарты организаций? Формально их мало кто требует. 

Ответ:
Корпоративные стандарты организации (СТО) или предприятия (СТП) необходимы для организаций:

  • осуществляющих на постоянной основе деятельность в областях, законодательно отнесенных к сфере технического регулирования (см. статью 1 ФЗ от 27.12.2002 184-ФЗ "О техническом регулировании"), продукция и/или процессы которой подпадают под сферу применения технических регламентов;
  • использующих наемный персонал, которому предоставляются  определенные полномочия по принятию самостоятельных решений или последствия действий которого имеют существенное значение для организации;
  • имеющих разветвленную структуру, филиальную и/или агентскую сеть;
  • чья продукция (услуги) ориентированы на внешние (региональные и зарубежные) рынки;
  • работающих по франшизе, лицензионным соглашениям;
  • специфика деятельности которых предполагает возможность существенного конфликта интересов с заказчиками, потребителями, надзорными органами в отношении качества производимой продукции, процедур и результатов оказания услуг;
  • обладающих потребностью в комплексной оптимизации деятельности (потребность в "качественном скачке", потребность в  снижении издержек, потребность в постоянном улучшении);
  • в отношении которых предъявляются требования к наличию у них внедренной системы менеджмента (СМК, СЭМ, ИСМ и др.).

Если структура, состав и формат деятельности Вашей организации не затрагивает ни один из приведенных критериев, внедрение корпоративных стандартов не будет иметь принципиального значения. На практике же данный вариант возможен, пожалуй, лишь для  индивидуальных предпринимателей, самостоятельно осуществляющих мелкорозничную торговлю или оказывающих мелкие бытовые услуги населению.
Что касается востребованности  у заказчиков и надзорных органов, стандарты организаций формируют т.н. "доказательную базу сответствия" - подтверждение того, что организация  обеспечивает соблюдение технических регламентов и связанных с ними национальных (зарубежных, региональных) стандартов. Текущие санкции надзорных органов за отсутствие таких доказательств уже доходят до 1 миллиона рублей, а в дальнейшем будут только ужесточаться(*)
В свою очередь и заказчики и конечные потребители хотят иметь гарантии, что продукция (услуга) будет отвечать их представлениям о безопасности и качестве, а ее применение не будет иметь нежелательных последствий.

*Upd: Свежий пример - небезызвестный скандал на сырном заводе в г. Омске во всей красе продемонстрировал, что  в отсутствие у производителя доказательной базы соответствия его "попадание под каток" ст. 238 УК РФ -  более чем реально. 

[к списку]

Вопрос:
3. Почему нельзя напрямую применять ГОСТы и техрегламенты? 

Ответ:
Технические регламенты – законодательные акты, определяющие общие требования к параметрам и показателям безопасности определенной категории объектов. Детализация требований к конкретным видам продукции или услуг, применяемых на этих объектах, отсутствует. Вместе с тем очевидно, что к функциональным характеристикам составных элементов указанных объектов, например гаек на автомобиле (ТР «О безопасности колесных транспортных средств») и гаек на пролете моста (ТР «О безопасности зданий и сооружении») должны предъявляться несколько разные требования. И связано это в первую очередь с наличием существенной разницы в режимах и условиях эксплуатации этих объектов. При этом ни в первом, ни во втором регламенте требований к гайкам Вы не найдете. В них содержатся  лишь требования к безопасности конструкций – автомобилей и капитальных сооружений.
Исходя из этого, самостоятельно определить требования к гайкам и их применению, основываясь лишь на требованиях технических регламентов,  не представляется возможным.
Что же касается прямого применения национальных и межгосударственных стандартов (ГОСТ и      ГОСТ Р), то  здесь несколько другая причина.  В большинстве своем ГОСТы определяют типовые требования к потребительским (функциональным) свойствам объекта (продукции, услуги), нисколько не затрагивая интересы и возможности конкретных производителей и потребителей.
Если рассматривать ситуацию через призму пресловутой гайки, то, например, положениями          ГОСТ 5915-70 «Требования к шестигранным оцинкованным гайкам» не определены ни технология изготовления, ни состав технологической оснастки, ни необходимые средства измерений, ни методы контроля продукции, ни объем расходов на производство и поставку, ни требования к квалификации персонала цеха производства таких гаек.  Также не определены нормальные и предельно допустимые условия их эксплуатации - показатели предельных усилилий на закручивание и ударных воздействий, показатели влажности и температуры окружающей среды. 
Проще говоря, требования к конечной продукции есть, но от этого ни изготовителю ни потребителю (эксплуатанту) легче не становится - критически необходимую для выпуска/применения пресловутых гаек информацию  в итоге все равно приходится добывать им самим.  Хорошо, если из других источников или самостоятельным опытно-исследовательским путем. Хуже, если исходя из собственного горького опыта поломок и отказов узлов оборудования, машин и механизмов.
Описанная ситуация справедлива для подавляющего большинства ГОСТов, за исключением, наверное, терминологических стандартов.
Таким образом стандарты организации - единственный способ обеспечить тот минимально  достаточный объем нормативов, уникальный для каждой конкретной организации,  который обеспечит необходимую детализацию и взаимоувязку требований технических регламентов и национальных (межгосударственных, международных) стандартов и иных нормативов в интересах самой организации.  

[к списку]

Вопрос:
4. Какое минимальное количество стандартов нужно иметь организации? 

Ответ:
Каких-либо  единых нормативов на этот счет не существует. На наш взгляд номенклатура стандартов в первую очередь зависит от структуры и количества областей потенциальных рисков (сфер конфликта интересов с внутренними и внешними источниками), особенностей оргструктуры, используемых принципов и уровней управления организацией (менеджмента).  Не менее значимую  роль  играет уровень компетентности (подготовки) персонала – чем он более однородный, тем ниже необходимость в конкретизации подходов и процедур деятельности организации. Также одним из ключевых критериев является требуемая степень унификации организационно-методических и технических решений - чем она выше, тем меньше  многообразие таких решений и тем меньше потребность в нормировании их многочисленных "частных случаев".
Для небольших и малочисленных организаций зачастую достаточно ограничиться стандартами общих положений (правил) и регламентами (процедурами) основной деятельности. Для более крупных организаций в дополнение к ним могут потребоваться рабочие инструкции, маршрутные карты и рабочие методики, альбомы форм. Для ряда  микропредприятий  часто  достаточно лишь нескольких основных стандартов.
Рекомендации по структуре и составу стандартов для конкретной организации можно сформировать только по результатам обследования организации.  В противном случае организация рискует понести затраты на создание и внедрение структуры и номенклатуры стандартов, в которых нет реальной практической необходимости.

[к списку]

Вопрос:
5. В одних источниках говорится про СТО, в других про СТП. Это одно и то же или нет?

Ответ:
На сегодняшний день – да, одно и то же. Предшественник ФЗ «О техническом регулировании» - ФЗ «О стандартизации» от 10.06.1993 предусматривал такие категории негосударственных стандартов как: стандарты отраслей,  стандарты предприятий, стандарты объединений и обществ. Соответственно, первые обозначались как «ОСТ», вторые как «СТП», а третьи – как «СТО».  В настоящее время, в соответствии с положениями статей 13 и 17 ФЗ «О техническом регулировании», в отношении всех перечисленных категорий применяется понятие «стандарт организации» ( «СТО»).

[к списку]

Вопрос:
6. Собираемся заказать разработку стандартов СМК (ИСО 9001). Есть ли необходимость в разработке стандартов организации?

Ответ:
«Стандарты СМК» - это стандарты, разработанные в соответствии с методологией и требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2009 (ISO 9001:2008), описывающие применение принципов и требований модели системы менеджмента качества (модель ISO 9000) в отношении  процессов, процедур, персонала, инфраструктуры и производственной среды  конкретной организации.
Проще говоря, «стандарты СМК» – это частный пример корпоративных стандартов (стандартов организации), определяющих аспекты практической реализации  на  базе  организации стандартной модели системы менеджмента качества (СМК).
При заказе разработки стандартов СМК, необходимо помнить, что сама по себе модель СМК является базовой моделью - элементарной основой, определяющей общий подход и взгляды на управление деятельностью в организации как общностью полициклических процессов.  То есть не стоит ждать, что «стандарты СМК» обязательно будут включать в себя все организационные, методические и технические решения, необходимые для нормального и устойчивого функционирования организации, а также ее процессов и подразделений. Описывающие модель стандарты определяют общие требования,  принятие которых организацией служит основой для последующего формирования и реализации  процедур и процессов организации, а также применения смежных с СМК моделей менеджмента - экологического, менеджмента рисков, социального менеджмента, менеджмента информационной безопасности и др. 
Нынешние реалии все чаще вынуждают организации создавать интегрированные системы менеджмента (ИСМ)- системы, объединяющие в себе различные комбинации моделей систем менеджмента, например ISO 9000-ISO 14000-OHSAS 18000, ISO 9000-ISO 31000 и т.д. 
Поэтому на наш взгляд понятие «стандарты СМК» лишено смысла, если конечно речь не идет о самих стандартах ISO или ГОСТ Р серии 9000.  Более корректно было бы сказать про корпоративные стандарты организации, обеспечивающие,  В ТОМ ЧИСЛЕ,  практическую реализацию  модели СМК в деятельности организации.

[к списку]

Вопрос:
7. В предлагаемых на сайте услугах упоминается «проведение обследования». Насколько оно необходимо?

Ответ:
Корпоративный стандарт, как собственно и любой другой нормативный документ,  обладает практической ценностью лишь в том случае, если представляет собой не свободное сочинение на заданную тему, а сборник взаимосвязанных и мотивированных нормативных положений, базирующихся на объективных реалиях и практиках.  
При разработке корпоративного стандарта возникает потребность  в:

  • учете всех имеющихся в организации практических наработок, относящихся к рассматриваемым объектам и аспектам стандартизации; 
  • установлении унифицированных критериев и нормативов, обеспечивающих максимальную результативность, эффективность, надежность и воспроизводимость регулируемой ими деятельности (объекта);
  • интеграции нормативов в общую систему управления деятельностью и систему документооборота компании;
  • обеспечении доступности положений для восприятия целевой группой пользователей корпоративного стандарта;
  • недопущении возникновения конфликта интересов между подразделениями и процессами компании вследствие некорректного установления и применения нормативных положений стандарта.

Для реализации указанных потребностей необходимы объективные  данные по фактическим механизмам функционирования организации. Получить эти данные дистанционно крайне сложно  - сказывается склонность должностных лиц и специалистов организаций выдавать желаемое за действительное. В большинстве своем такие данные становятся доступны только в процессе всестороннего анализа деятельности компании-заказчика, проводимого на рабочих местах в формате технического аудита. 
Впрочем, компания-заказчик может исключить обследование из перечня работ. В этом случае заказчик самостоятельно проводит обследование (самодиагностику) и формирует исчерпывающее техническое задание и/или технические требования к результатам разработки, принимая на себя ответственность за корректность определения целей, состава, содержания и формата корпоративного стандарта. Единственным заметным плюсом такого исключения является финансовая сторона – экономия при отказе от обследования в среднем составляет 15-20% от общей стоимости работ.  Но это при благоприятном раскладе. При неблагоприятном раскладе эта экономия по факту может вылиться в дополнительные расходы, с лихвой ее перекрывающие. 

[к списку]

Вопрос:
8. В чем разница между стандартами и техническими условиями на продукцию?

Ответ:
Технические условия - разрабатываемый производителем технический документ, определяющий функциональные показатели конкретного вида (реже - нескольких однородных видов - типа) продукции, условия ее приемки, хранения и транспортировки. В первую очередь ТУ адресованы потребителям (заказчикам) продукции, а во вторую -  органам оценки соответствия.
Применением ТУ в современных условиях мы обязаны действующему законодательству РФ в сфере защиты прав потребителей. При этом данное обстоятельство не мешает производителям разрабатывать ТУ и включать в него соответствующие положения исключительно по собственному усмотрению. Конечный потребитель не обладает возможностью влиять на содержание ТУ. Исключение - когда продукция изготавливается под  конкретного заказчика и последний определяет нормы ТУ в качестве критериев приемки.
Стандарт на продукцию - нормативный документ, в большинстве случаев определяющий требования не к виду или типу, а к группе однородной продукции. Помимо требований к составу и показателям функциональных характеристик, стандарт на продукцию может содержать, например, эргономические требования, требования к исполнению, параметрическим рядам и типоразмерам, ресурсу, режимам эксплуатации и ремонта, методам контроля и испытаний на всех стадиях жизненного цикла продукции. Кроме того, в отличие от ТУ, стандарт в обязательном порядке обеспечивает соблюдение требований существующих технических регламентов, национальных, региональных, а также гармонизированных международных стандартов.  
Разработка и применение стандартов нацелены на достижение баланса интересов всего круга лиц причастных к реализации стадий жизненного цикла продукции - не только самого производителя, но и потребителей, поставщиков материалов и комплектующих, сервисных компаний.

[к списку]

Вопрос:
9. Может ли организация самостоятельно разработать необходимые стандарты?

Ответ:
Принципиально - да, может.  На практике - не любая и не всегда. Но на наш взгляд, попытать свои силы в любом случае стоит. По крайней мере это поможет организации вникнуть в основную проблематику корпоративной стандартизации и более-менее определиться со своими потребностями в этой сфере. Для тех, кто решил попробовать свои силы на этом поприще, хотим напомнить:

  • разработка стандарта - это серьезная научно-исследовательская работа, в которой получение результата (составление проекта стандарта) является результатом достаточно объемной, последовательной и методичной работы по поиску, исследованию, анализу  и интерпретации исходных данных с последующим моделированием, гармонизацией, взаимоувязкой и многократной проверкой включаемых в стандарт нормативных решений; 
  • стандарты всегда описывают решения (характеристики, процедуры, методы, показатели  и т.п.) исходя из принципа "как есть" или "как уже было", а не "как хотелось бы" или "как будет";
  • стандарты не могут противоречить законодательным, нормативно-правовым актам и нормативным документам страны, в которой располагается и/или осуществляет свою деятельность данная организация; 
  • стандартизованные решения - это те решения, которые впоследствии подлежат  многократному и безусловному исполнению, что крайне желательно учитывать, прежде чем включать в стандарт то или иное правило, требование или указание;
  • стандартизованные решения представляют собой оптимальный (нередко - единственно возможный) компромисс между опытом, потребностями, возможностями, полномочиями и обязательствами организации (подразделения, группы) с одной стороны, и связанными с ними объективной реальностью и окружающей действительностью - с другой. 

Вот, пожалуй, базовые правила, относящиеся к сущности корпоративной стандартизации. Четко следуя им организация существенно повышает свои шансы на получение на выходе пригодного для применения стандарта организации. Правда, у организации могут возникнуть некоторые сложности с определением формата, структуры, уровней, взаимосвязей и взаимодействий между несколькими стандартами и регулируемыми ими областями. Но это предмет отдельного обсуждения. 
Что касается процедур разработки, они достаточно подробно описаны на нашем сайте в разделе «Аналитика».  

[к списку]

Вопрос:
10. Можно ли снизить или оптимизировать затраты на корпоративную стандартизацию?

Ответ:
Да, можно.  Даже несмотря на весьма странное, с точки зрения законодательства о техническом регулировании, ограничение "расходов на стандартизацию" расходами на разработку национальных и региональных стандартов (ч.5 ст. 264 НК РФ), действующая редакция части второй Налогового кодекса РФ предусматривает отнесение расходов на:

  • "управление организацией или отдельными ее подразделениями" (перечисление 18) ч.1 ст. 264 НК РФ);
  • "внедрение технологий производства, а также методов организации и управления" (перечисление 35) ч.1 ст. 264 НК РФ);
  • "услуги сторонних организаций, заключающиеся в предоставлении персонала для участия в управлени призводством либо для выполнения иных функций связанных с производством " (перечисление 19) ч.1 ст. 264 НК РФ);
  • "консультационные и иные аналогичные услуги" (перечисление 15) ч.1 ст. 264 НК РФ),

к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Что, в свою очередь, предоставляет организациям соответствующие возможности для оптимизации размера налогооблагаемой базы при реализации  работ по корпоративной стандартизации - как самостоятельно, так и с привлечением специалистов нашей Компании.  

[к списку]

Вопрос:
11. Является ли применение CRM и ERP-систем альтернативой корпоративной стандартизации?

Ответ:
Если ответить кратко – нет не является. По аналогии приведем образный пример. Наличие и активное использование панорамных зеркал, экономайзера, парктроника, климат-контроля, радар-детектора и спутникового навигатора автомобиля ни в коей мере не может являться альтернативой соблюдению водителем  этого  автомобиля  правил  дорожного  движения,  равно  как и не  подменяет собой необходимость неукоснительного собюлюдения основных положений руководства по эксплуатации данного автомобиля. 
Если попытаться ответить более развернуто, то CRM и ERP представляют собой информационные системы планирования, контроля, статистической обработки, хранения и систематизации операционных данных. Данных, структурированных по  подразделениям, направлениям деятельности или проектам.
По сути это системы операционного контроля и управления. Вещь неплохая, весьма удобная и небесполезная. В умелых руках и при соблюдении ряда условий.
Сами по себе  эти системы в высокой степени  шаблонны. Модули этих систем заточены под некие усредненные взаимосвязи и взаимодействия, некое усредненное видение того, «что такое хорошо и что такое плохо»,  номенклатуры процессов и работ.  
Основная проблема использования этих систем – субъективность состава и границ операций, их контрольных  параметров и значений их предельных показателей и, конечно же,  рисков. Которые нередко берутся «из опыта» и «по логике вещей» привлекаемых специалистов.  Но на практике практически любая их ошибка в итоге приводит к коллапсу и необходимости перехода в «ручной» режим управления. До устранения проблемы. Поэтому, кстати,  вменяемые специалисты по перепрограммированию (адаптации) модулей этих систем под конкретную специфику конкретных  процессов конкретной организации редко где имеют зарплату ниже шестизначной.
Система стандартов организации (корпоративных стандартов) определяет преимущественно валидированные (многократно выверенные и нередко выстраданные) принципы, требования, характеристики, процедуры, методы, относящиеся к деятельности организации и ее продуктам (продукции, услугам).  И лишь по факту их определения, приняв во внимание все связанные с ними реалии, получится корректно построить и внедрить автоматизированную ERP/CRM систему. 

[к списку]

Вопрос:
12. Предусмотрены ли какие-то скидки на ваши услуги?

Ответ:
Да, при заказе разработки/экспертизы системы или подсистемы стандартов организации – группы взаимосвязанных корпоративных стандартов, предоставляются скидки на их разработку/экспертизу. Размер скидки обсуждается в каждом конкретном случае, исходя из особенностей конкретного заказа. 
Также  в настоящее время нами реализуется ряд партнерских программ с органами по сертификации, юридическими и финансовыми центрами, энергоаудиторскими организациями. Указанные программы обеспечивают нашим клиентам весьма  существенную (до 35%) экономию средств при заказе сертификационных, юридических, бухгалтерских, инженерно-технических услуг в организациях-партнерах.

[к списку]

Вопрос:
13. У нас на предприятии внедрен электронный документооборот. Осуществляете ли вы разработку стандартов для применения только на электронных носителях?

Ответ:
Да, осуществляем. Их формат несколько отличается от «классических» стандартов организации на бумажных носителях. При  разработке таких стандартов дополнительно принимается во внимание ряд специфических особенностей по оформлению и содержанию, обеспечивающих максимальное удобство и эффективность восприятия их текста пользователями. Это касается формата и расположения текста, усиления роли графического отображения информации (схем и иллюстраций), наличия перекрестных интерактивных ссылок на соответствующие разделы сопряженных (ссылочных) стандартов, цветового оформления, обязательного наличия интерактивного глоссария и множества других специфических особенностей.
При необходимости, специалисты обеспечивают последующую интеграцию электронных стандартов в базы данных и сопряжение с электронными библиотеками организаций-заказчиков.
Пользуясь случаем не можем не отметить, что на наш (и не только) взгляд, будущее именно за «электронными» стандартами, применение которых не связано с необходимостью изготовления, выдачи, учета, контроля применения и изъятия их «контрольных экземпляров» и «рабочих копий». Отсутствие этих, к сожалению,  ставших уже привычными атрибутов работы с НТД организаций позволяет использовать результаты корпоративной стандартизации максимально эффективно, оперативно и с необходимой степенью мобильности.

[к списку]

Вопрос:
14. Ваша организация разрабатывает ГОСТы?

Ответ:
Да, мы разрабатываем проекты национальных стандартов (ГОСТ Р) и проекты межгосударственных стандартов (ГОСТ) в интересах ряда отраслей, отраслевых объединений и их участников.
При этом вынуждены сразу оговорить, что  существуют отдельные области, объекты и аспекты, при стандартизации  которых привлекаемый к разработке национального стандарта технический эксперт (технический консультант) должен обладать определенными и достаточно редкими узкоспециализированными  знаниями и специальной подготовкой. На нашей практике было несколько ситуаций, когда несмотря на наши достаточно обширные возможности по поиску и привлечению специалистов, оказалось крайне проблематичным найти  технического специалиста, чей уровень квалификации хотя бы приблизительно  удовлетворял условиям, требованиям и нюансам научно-технической составляющей конкретного проекта.    
Таких проектов было немного, но они были. И данный факт является основной причиной, по которой мы сознательно отказались  от крупномасштабного продвижения нашей деятельности по национальной и региональной стандартизации, предоставляя необходимую информацию по запросу заинтересованных лиц и организаций.
Помимо национальных стандартов, Стандардс Девелопмент проводит разработку предварительных национальных стандартов -  нормативных документов ограниченного применения, представляющих собой нечто среднее между временными нормами (правилами) и национальными стандартами.
Для получения исчерпывающей информации о возможности, сроках и стоимости разработки конкретного национального или межгосударственного стандарта, предварительного национального стандарта, заказчику разработки необходимо в первом приближении определиться с целями разработки, объектами и аспектом стандартизации, составом исходных международных стандартов в аналогичной области стандартизации и ожидаемой степенью гармонизации с ними (IDT, MOD, NEQ).

[к списку]

Вопрос:
15. Что имеется в виду под "доказательной базой", формируемой стандартами организации?

Ответ:
В рассматриваемом контексте доказательная база – объективные свидетельства фактов правомерного и результативного применения реализуемых в организации организационных, организационно-методических, технических норм и решений, которые могут быть рассмотрены в качестве доказательств при разрешении споров по вопросам соответствия как обязательным, так и связанным с ними "рекомендательным" требованиям.
Львиная доля таких споров приходится на  урегулирование  вопросов соответствия продукции и процессов организации требованиям технических регламентов и нормативных документов органов исполнительной власти. Вопросов, при разрешении которых сторонами конфликта  все чаще задействуется "тяжелая артиллерия" в лице прокуратуры, судов, и ряда других "компетентных органов".
Доказательную базу формируют:

  1. стандарты организации, прошедшие соответствующую экспертизу, официально утвержденные и введенные в действие;
  2. результаты внутреннего контроля и оценки соответствия процессов, продукции или услуг, подтверждающие их соответствие установленным в стандартах организации требованиям и нормам.  

Экспертиза проводится на базе независимых экспертных организаций сертифицированными в установленном порядке экспертами по стандартизации. Результаты экспертизы обеспечивают необходимые свидетельства соответствия положений стандартов организации требованиям действующих нормативных правовых актов (включая технические регламенты), а также национальных, региональных  и отраслевых нормативных документов. 
Для обеспечения доказательного статуса стандартов организации, в отношении них должна проводиться комплексная  экспертиза, объединяющая три вида экспертиз - научно-техническую, правовую, терминологическую  экспертизы. Иногда к ним добавляются четвертая и пятая – патентная и метрологическая экспертизы. Результатами экспертизы являются оформленные по установленной форме экспертные заключения с подписями экспертов по стандартизации, заверенные руководителем экспертной организации.
Внутренний контроль может включать периодический, операционный, приемочный контроль с использованием контрольно-измерительных или иных средств регистрации результатов контроля. Результаты контроля должны быть отображены в форме, обеспечивающей необходимый учет и однозначную идентификацию состава контролируемых параметров, нормируемых и выявленных в процессе контроля фактических значений их показателей. Результаты контроля должны быть заверены уполномоченными должностными лицами организации.
В отношении полученных результатов внутреннего контроля организация обеспечивает последующую оценку их соответствия. Которая может быть проведена как силами самой организации, так и с привлечением третьей стороны - органов по сертификации и испытательных лабораторий. Результаты оценки соответствия, также как и результаты контроля, подлежат регистрации и заверению уполномоченными на это лицами.   
В заключение отметим, что три приведенных составляющих – стандарты, результаты экспертизы, результаты контроля и оценки соответствия требованиям стандартов являются минимальными и достаточными для формирования доказательной базы. Исключение любой из указанных составляющих лишает стандарты данного статуса.

[к списку]

Вопрос:
16. В чем принципиальное отличие корпоративного стандарта от стандарта предприятия?

Ответ:
В общем случае - ни в чём. Если же рассматривать частные случаи, то "корпоративный стандарт" - обобщенное понятие, обозначающее  нормативный документ, область распространения которого может охватывать как одного, так и нескольких субъектов. То есть, использование понятия "корпоративный стандарт" корректно как в случае с локальным нормативным документом одной организации, так и в случае с нормативным документом группы, сообщества, объединения, партнерства, союза организаций (предприятий). А использование понятия "стандарт предприятия" - только для единичной бюджетной организации (интересующимся - ГК РФ в помощь). 
Строго говоря, официальное наименование категории перечисленных документов одно - "стандарт организации". По крайней мере, такое основное понятие содержится  в ФЗ "О техническом регулировании", а идентичный ему термин включен в ГОСТ Р 1.12 (основной национальный стандарт РФ на термины). Но, к сожалению, данное понятие крайне плохо воспринимается неспециалистами, поскольку ассоциируется у них исключительно с документами, разработанными и принятыми на уровне и в границах одной-единственной организации. Поэтому на практике методологами достаточно часто используются такие понятия, как: "корпоративные стандарты", "отраслевые стандарты", "стандарты предприятия", "профессиональные стандарты", "локальные стандарты", "фирменные стандарты", "внутрифирменные стандарты", "локальные нормативные документы" или "стандарты качества предприятия, организации". 

[к списку]

Вопрос:
17. Когда окончательно запретят использование ТУ на продукцию?

Ответ:
Никто не в праве запретить организации-изготовителю использовать технические условия (ТУ) в качестве конструкторской документации. Которой ТУ, собственно, и являются (см. ГОСТ 2.102-68). Другое дело, что организация-изготовитель более не может заявлять ТУ в качестве публичного нормативного документа, определяющего требования к характеристикам продукции, ее приемке, хранению и транспортировке.
Всё дело в том, что вступая в ВТО, Российская Федерация подписала  Соглашение о технических барьерах в торговле и приняла на себя соответствующие обязательства, исключающие возможность установления каких-либо ограничительных мер  и/или существенных требований к продукции вне технических регламентов  (региональных директив) или документов по стандартизации. Список последних ограничен стандартами (национальными, региональными, международными, стандартами организаций, а также предварительными национальными), а при их отсутствии – сводами правил (как временной мерой до разработки соответствующих стандартов).
Единственный, с нашей точки зрения,  способ обойти  данный запрет без разработки СТО на продукцию заключается в разработке стандартных спецификаций на продукцию  - приложений к договорам, фиксирующих существенные технические характеристики поставляемой (реализуемой) продукции.  Но, скажем честно,  суммарные затраты на их разработку, актуализацию и включение в каждый договор окажутся несколько выше аналогичных затрат на разработку СТО.

[к списку] 

Вопрос:
18.  Кто может (должен) разрабатывать и утверждать единый стандарт, устанавливающий требования к процессам, реализуемым сразу несколькими независимыми друг от друга организациями в рамках единой технологической цепочки производства продукции?

Ответ:
Формально ответов на этот вопрос может быть несколько, поскольку директивное  применение стандартов организации другими субъектами осуществляется на основе и в рамках добровольно принятых ими обязательств. Которые могут быть отображены в договорных документах, соглашениях о сотрудничестве, соглашениях о  стратегическом партнерстве и т.д. В общем случае не играет принципиальной роли, кто именно из нескольких субъектов-пользователей стандарта был разработчиком стандарта. Главное чтобы в  согласовании его итоговой редакции по возможности участвовали все заинтересованные субъекты - пользователи стандарта.
Вместе с тем на практике чаще используется другая схема, когда организация - конечный потребитель (если им является организация) или основной выгодоприобретатель  (организация, более других заинтересованная в форме, составе, параметрах, значениях результатов реализации упомянутой технологической цепочки), определяет общие требования к продукту, сырью и компонентам, а также существенным критериям процессов ее создания. Эти требования формализуются и оформляются им в виде основополагающего стандарта (стандарта общих положений) и далее служат в качестве системы ориентиров при разработке стандартов на процессы другими организациями – участниками этой цепочки. Кстати, подобная схема достаточно часто используется при аутсорсинге и франчайзинге - когда необходимо обеспечить работу аутсорсеров (подрядчиков) или франчайзи (покупателей франшизы) в соответствии с определенными критериями, обеспечивающими интересы заказчика (генерального подрядчика) или владельца франшизы.

[к списку]

Вопрос:
19. Если стандарты организаций так перспективны, почему в России отсутствуют меры по стимулированию и поддержке их применения?

Ответ:
На самом деле, ситуация меняется - отдельные позитивные изменения и подвижки в этом вопросе все же имеют место. Примером тому является утвержденная Распоряжением Правительства РФ  от 24.09.2012 № 1762р  «Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года», которая содержит ряд принципиальных моментов связанных с корпоративной стандартизацией в организациях и на предприятиях.
Впервые в российской истории  официально подтверждена  роль стандартов организаций (предприятий) и служб стандартизации  организаций  в качестве неотъемлемых составляющих национальной системы стандартизации.  При этом одними из основных заявленных приоритетов развития национальной системы стандартизации на ближайшие  годы  объявлены существенное усиление роли стандартизации на уровне предприятий и стимулирование соответствующих мер по созданию и развитию  служб стандартизации в хозяйствующих субъектах.
Проще говоря, целесообразность и необходимость внутренней (корпоративной) стандартизации в организациях отныне официально зафиксированы в нормативно-правовом поле.  Равно как и подтверждение необходимости применения в этой связи стимулирующих мер, адресованных субъектам российского бизнеса.

[к списку] 

Вопрос:
20. Заказывать разработку СТО «на стороне» для нас слишком дорого. Что вы можете предложить нам  в качестве более бюджетной альтернативы?

Ответ:
В качестве возможных альтернатив мы можем предложить два варианта:

  1. вариант с проведением НИР, целью которой является формирование перечня исходных данных и детализированных рекомендаций по разработке конкретных стандартов. Результатом нашей работы в этом случае будут являться: полный перечень подлежащих учету при разработке стандарта нормативных правовых актов и нормативных документов (включая межгосударственные и международные),  описание структуры и содержания разделов стандарта, рекомендации по разработке. При необходимости также может быть  разработано подробное техническое задание на разработку. Результаты НИР являются готовым руководством для разработки стандарта, поскольку предоставляют для этого практически все необходимые данные.  Цена вопроса – 15-25% от калькуляции расчетной стоимости разработки аналогичного стандарта (см. раздел «Стоимость»). 
  2. вариант с проведением экспертизы проекта стандарта на любой из стадий его разработки. Причем речь может идти как о комплексной (общей) экспертизе стандарта  (см. раздел «Экспертиза стандартов»), так и о частных (узкоспециализированных) экспертизах отдельных разделов, положений или элементов стандарта. Стоимость экспертизы, зависимости от ее объема и формата представления результатов варьируется в пределах 10-30%  от  расчетной стоимости разработки стандарта.

Возможна (а с нашей точки зрения - целесообразна) реализация сразу обоих приведенных вариантов – ведь в этом случае риски заказчика получить на выходе несоответствующий стандарт сведены к практическому минимуму.  В этом случае стоимость выполнения комплекса работ а) и б) составит от 20 до 35 %  расчетной стоимости разработки стандарта.
Кстати, оба приведенных варианта также вполне применимы при разработке стандартов (организаций, объединений, национальных), осуществляемой  в интересах и/или по договорам со сторонними организациями.

[к списку] 

Вопрос:
21. Разрабатываете ли вы профессиональные стандарты?

Ответ:
Нет, не разрабатываем. В силу того, что считаем саму идею внедрения и применения так называемых «профессиональных стандартов» абсурдной. «Профессиональные стандарты» (пишем это словосочетание в кавычках потому, что данная категория документов не удовлетворяет большинству основополагающих принципов стандартизации) де-факто являются весьма странной попыткой реализации утопической идеи установления неких единых критериев профессиональной компетентности работников конкретных профессий. Подлежащих применению как образовательными учреждениями профессионального образования, так и организациями - субъектами бизнеса (см. п.25 «Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», утв. Постановлением Правительства от 22.01.2013 № 23).
Странность заключается в том, что с точки зрения логики и здравого смысла необходимые требования к компетентности персонала обусловлены особенностями продуктов (продукции) и связанных с ними конкретных производственных процессов, а не наоборот.  Появляются новые продукты - совершенствуются процессы – меняются требования к работникам.  И в данном ключе не принципиально чем именно вызваны эти изменения – актуализацией нормативно-правовой базы в масштабах государства, развитием технологий в рамках отрасли или изменением производственно-технической базы на отдельно взятом предприятии. Главное что продукт и связанные с ним процессы первичны, а ресурсы (а персонал - это все-таки ресурс) под этот процесс – вторичны.
Введение в обиход «профессиональных стандартов» переворачивает все с ног на голову и в этом виде лишь существенно затрудняет жизнь субъектам бизнеса. Поскольку квалификационные требования этих «стандартов»  всегда будут отставать от реальных потребностей организаций. Что, наравне с их принудительным статусом, станет очередным «камнем на шею» российской экономике в целом.
На руку они, пожалуй, лишь отдельным госструктурам и образовательным учреждением – как оправдание существования функций и должностей для первых и как источник гарантированной прибыли - для вторых.

[к списку] 

Вопрос:
22. 
Как в общих чертах проводятся экспертизы стандартов?

Ответ:
Процедурно экспертиза стандартов проводится в три  стадии – сбор свидетельств, составление наблюдений, формирование выводов. 
Что касается сущности экспертизы стандартов, то вне зависимости от их вида, уровня и назначения, экспертиза предусматривает проведение двух основных оценок:

  • оценки  соответствия стандартов нормативным (нормативно-техническим) и/или программмным документам;
  • оценки непротиворечивости стандартов нормативным правовым  актам и документам. 

В контексте экспертизы стандартов под оценкой соответствия понимается проверка  фактического соответствия положений стандарта требованиям других нормативных и/или технических документов, номинально или фактически использованных при его разработке. В общем случае к таким ссылочным  документам относятся стандарты разных уровней, правила и рекомендации по стандартизации, предварительные национальные стандарты, своды правил, стандарты организаций.  Также на практике нередко встречаются случаи, когда в дополнение к «штатной» оценке соответствия стандарта по требованию заказчика экспертизы может проводиться проверка стандарта на предмет его соответствия контрактной документации, на предмет соответствия стоимости разработки стандарта установленным нормативам трудозатрат (см.  Р 50.1.058-2011) или иным критериям.
Оценка непротиворечивости стандарта заключается в установлении фактов наличия/отсутствия противоречий между положениями рассматриваемого стандарта и нормативными правовыми актами и документами, соответствие которым является обязательным. К таким документам относятся законодательные и подзаконные акты РФ и субъектов РФ, нормативные документы обязательного применения (разного рода РД, ПБ и т.д.), основополагающие и терминологические стандарты.
Объем документов, анализируемых  в процессе экспертизы напрямую зависит от уровня и вида стандарта по которому проводится экспертиза. В частности если мы говорим об экспертизе стандарта организации (корпоративного стандарта) к ним относятся  федеральное и местное законодательство субъектов РФ,  региональные и национальные стандарты, своды правил,, «отраслевые» стандарты, взаимосвязанные стандарты организаций (корпоративные стандарты). В случае с экспертизой проектов национальных стандартов объем анализируемых документов не будет включать три последних категории документов.
Как уже было сказано выше, экспертиза проводится в три основные стадии.
Первая стадия – «сбор свидетельств» заключается в изучении документов – как объекта экспертизы, так и документов которым оценивается соответствие.
Вторая стадия – «составление наблюдений», которая предусматривает ответы экспертов на поставленные перед ними вопросы.  Круг вопросов определяется руководителем экспертной группы исходя из содержания и объема экспертизы. Которые, в свою очередь, определяются исходя из целей и задач экспертизы, обусловленных установленными потребностями ее заказчика. В своих ответах на поставленные вопросы экспертами обязательно указываются ссылки на конкретные положения конкретных документов, которые были использованы при  формировании ими соответствующих наблюдений по вопросу соответствия.  Отдельно  стоит обратить внимание, что на этом этапе эксперты не делают каких-либо выводов о соответствии  – они лишь формируют наблюдения, которые являются их собственной обоснованной оценкой выявленных фактов указывающих на соответствие или несоответствие. 
Итоговые выводы формируются на третьей стадии -  после сбора и сопоставления наблюдений от всех экспертов, участвующих в экспертизе конкретного стандарта. Наблюдения и сформированные на их основе итоговые выводы составляют основу экспертного заключения.

С примером экспертного заключения можно ознакомиться в разделе «Портфолио». 

[к списку] 

Вопрос:
23. Почему у вас так дорого? Другие предлагают разработать стандарты всего за 5-10 тысяч.

Ответ:
Состоятельность и реальность указанных в вопросе расценок мы дипломатично оставим на совести пресловутых "других  разработчиков".   
Что же касается наших расценок на разработку, они базируются на двух простых принципах:
Во-первых мы ни при каких условиях не практикуем разработку документов методами «замены обложек», «копипаста» или «редактирования колонтитулов».  Поэтому у всех разработанных нами  документов есть реальная, а не мнимая себестоимость. И именно поэтому наши заказчики защищены от любых претензий со стороны третьих лиц, связанных с применением и распространением разработанных стандартов или использованных в них технических или методических решений. 
А во-вторых,  наша система ценообразования абсолютно проста и прозрачна, что практически исключает саму возможность скрытых "накруток" с нашей стороны. 
Вообще расценки на разработку стандарта складываются из себестоимости разработки, а себестоимость – из фактических трудозатрат и понесенных расходов (оплата труда специалистов, основные средства, накладные и командировочные расходы). Основной доминантой в структуре расценок является именно  оплата труда специалистов – экспертов по стандартизации. Для примера  возьмем некий минимальный и оптимистичный вариант – предположим, что  на весь цикл разработки стандарта  организации (от ТЗ до предоставления заказчику согласованной окончательной редакции) тратится около двух недель  «чистого» (без перекуров, "пития кофею" и больничных) рабочего времени.  На данный момент, тариф одного нормочаса работы минимальной по составу группы разработки(*)  составляет приблизительно 700 рублей.  Простая арифметика показывает, что за 80 часов работы (2 недели по 40 часов) только группе разработки  необходимо заплатить  около  55 000 рублей.  Прибавим к этому стоимость лицензий профессиональных баз данных по НТД и НПА, минимальные расходы на оформление и контрактацию, налоги 6% (УСН), стоимость аренды нашего весьма небольшого офиса.  В  результате  получаем, что себестоимость разработки стандарта  в принципе не может быть ниже  75 000 рублей. 
Исходя из всего  этого,  «документы за 5-10 тысяч» возможны в двух случаях  - либо речь идет о приобретении , в лучшем случае,  б/у документов «с душком» (в худшем – макулатуры под видом документов),  малоприменимых в реальной работе и потому абсолютно бессмысленных.  Либо,  если все же предположить невозможное,  о  существовании 146% альтруизма у их разработчиков, отрицательных ставках налогов и пресловутом "бесплатном сыре".

*Примечание: на самом деле, стандарт разрабатывает проектная группа в составе координатора (менеджера проекта) и группы разработки, состоящей, как минимум, из 2 человек - разработчика (методолога)  и технического консультанта (эксперта).

[к списку] 

Вопрос:
24. Должны ли стандарты организации соответствовать ГОСТам? 

Ответ:
По умолчанию – нет, поскольку  соответствие стандартам - это право, а не обязанность.
Но, как и почти везде, здесь существуют свои нюансы: если по тексту стандарта организации даны нормативные ссылки(*) на национальные или межгосударственные стандарты, то ссылочные стандарты (или их отдельные положения, на которые сделаны ссылки) приобретают статус обязательных для исполнения в рамках реализации требований стандарта организации.  То есть, если в организации статус применения внутренних стандартов организации определен как обязательный для персонала и служб организации, то и ссылочные стандарты по нормативным ссылкам также принимают статус обязательных  - в той части, на которую даны эти ссылки.  
Почти аналогичная ситуация, кстати, с  договорными и публичными  документами  - офертами и договорами (спецификациями), рекламными объявлениями, а также маркировкой продукции.   Если имеет место официальное заявление уполномоченного лица о соответствии продукции, процесса или услуги национальным или приравненным к ним межгосударственным стандартам, то у данного субъекта бизнеса возникает обязанность по обеспечению данного соответствия.

*Справка: По существующей классификации ссылки подразделяются на  нормативные (обязательные) и справочные (индикативные). Отличие между двумя этими категориями в том, что нормативная ссылка в стандарте организации  указывает на единственный возможный, безальтернативный способ исполнения требований этого стандарта путем безусловного выполнения требований ссылочного стандарта (полностью или в какой-то части). А справочная ссылка  в стандарте организации указывает лишь на то, что положения ссылочного стандарта рекомендуется  принимать во внимание при реализации  его требований, но это не устанавливает требований по соответствию. Как правило, нормативные ссылки предваряются оборотами наподобие «...в соответствии с требованиями…» или "...согласно требованиям...", а справочные – «...с учетом положений…», "... используя положения...".

[к списку] 

Вопрос:
25. Мы поставляем продукцию за рубеж. Должны ли наши внутренние стандарты на продукцию и производственные процессы  учитывать требования международных и европейских стандартов ISO, EN и национальных стандартов стран-импортеров?

Ответ:
Это зависит от двух основных факторов. В первую очередь - от национального законодательства конкретных стран, не территории которых реализуется ваша продукция. Во-вторых  - от контрактных требований, поскольку соответствие продукции и процессов определенным внешним стандартам зачастую является обязательным условием выполнения  контрактов на производство и/или поставку продукции.  
В случае, если ни законодательство страны-импортера, ни контрактные требования не определяют условий по соответствию конкретным международным, региональным или национальным стандартам других стран, то при осуществлении производственной деятельности или реализации процессов корпоративной стандартизации  на производителя не накладываются какие-либо обязательства или ограничения по их соблюдению.
Конечно, при желании можно обеспечить более-менее полное соответствие положений корпоративных стандартов организации одновременно и национальным и международным и зарубежным стандартам. Но при этом стоит понимать, что такая гармонизация может обойтись весьма недешево и при этом не принести производителю никакого заметного эффекта, кроме разве что дополнительной головной боли. Это связано с тем, что системы технического регулирования как отдельных стран так и целых регионов (Евросоюза, Таможенного союза и т.п.) имеют определенные различия, далеко не всегда позволяющие обеспечить простой и бесконфликтный параллельный учет и реализацию требований стандартов разных стран/регионов  в рамках одного стандарта организации. 
Поэтому, кстати, разработка стандарта организации, учитывающего требования стандартов нескольких регионов или стран, обходится в среднем в два раза дороже, чем разработка стандарта, учитывающего требования внешних стандартов, относящихся к одной системе технического регулирования (системе стандартизации). В чем несложно убедиться, поэкспертиментировав с п.3 нашего Калькулятора 

[к списку] 


 

 
    Телефон: +7 (916) 107-08-43; E-mail: sd-russia@inbox.ru.                                Все права защищены © Standards Development